4.4.2 Транзитные
соединения. НЧ и ВЧ транзит. Построение аппаратуры транзита. Влияние транзитных
соединений на качество связи.
Более подробный материал
по данному вопросу можно найти в [6, стр.306…308, 7, стр.247…251].
Под транзитным соединением (ТС) каналов понимается последовательное
соединение двух или более каналов для обеспечения обмена информацией между
пунктами, не имеющими прямой связи [6,7].
По своему назначению ТС бывают
постоянные
и временные. Последние,
в свою очередь, можно разделить на транзитные
соединения по расписанию и по требованию для передачи одного или
нескольких сообщений.
Постоянные ТС и транзитные соединения по расписанию
осуществляются, как правило, в линейно-аппаратном цехе (ЛАЦ).
Транзитные соединения по
требованию могут выполняться в коммутационном цехе (обычно ручным способом)
либо в цехах автоматики или полуавтоматики автоматическим способом.
При организации ТС
необходимо обеспечить равенство входных сопротивлений и измерительных уровней в
точках соединения каналов.
По схемам выполнения
транзитные соединения можно разделить на ТС отдельных каналов (переприем по ТЧ) и групп каналов (переприем по ВЧ).
Транзитные соединения отдельных
каналов выполняются в полосе частот 300…3400 Гц по двух-
или четырехпроводной схеме. Этот вид транзита
называется также низкочастотным или индивидуальным. Двухпроводные
индивидуальные ТС легко выполнимы и позволяют организовать транзит каналов любых
систем передачи без использования каких-либо дополнительных устройств.
Сопряжение каналов производится в точках с относительными уровнями –3,5 дБм0
(рис.4.127).
Рис.4.127
Двухпроводный НЧ-транзит
Однако эти ТС ухудшают
качество связи, поскольку при каждом соединении увеличивается число
последовательно вкдюченных замкнутых систем, что снижает устойчивость
канала и увеличивает искажения от токов ОС. Кроме того, двухпроводные ТС могут
использоваться только для передачи телефонных сообщений, т.к. для передачи
других видов информации необходимы каналы, не имеющие в своем составе
дифференциальных систем (симплексные каналы). Поэтому в настоящее время данный
вид транзитных соединений не используется.
Четырехпроводные индивидуальные
ТС не имеют перечисленных выше недостатков. Они осуществляются либо в цехе автоматики либо в ЛАЦ. В первом случае коммутация произволится между точками с измерительным уровнем –3,5 дБм0
(рис.4.128), во втором – между точками с измерительными уровнями +4,0 и –13
дБм0 (рис.4.129) [6,7].
Рис.4.128 Четырехпроводный НЧ-транзит
Рис.4.129 Четырехпроводный НЧ-транзит
Поскольку в последнем
случае в соединяемых точках уровни передачи различны, то для обеспечения
нормальной работы канала в точках ТС включают удлинители. В пункте
осуществления транзита дифференциальные системы выключаются.
Если каналы, входящие в четырехпроводный транзит (в составной канал), имеют
различные системы тонального набора и вызова, то в точках ТС должны
устанавливаться ретранслирующие устройства.
Данный вид транзита
широко используется в сетях связи, т.к. практически не ограничивает числа
возможных соединений, что особенно важно при автоматической коммутации каналов.
Однако он ухудшает АЧХ и
ФЧХ составного канала, что объясняется увеличением количества последовательно
включенных полосовых канальных фильтров. При НЧ-четырехпроводном
транзите на каждом переприемном пункте приходится
включать оборудование всех ступеней преобразования, что ухудшает качество
каналов. Поэтому, когда число каналов, подлежащих транзиту, равно или кратно
12-ти, предпочтительней использовать ВЧ
или групповой транзит.
Характерной особенностью ВЧ-транзитных соединений является то, что спектры каналов
не доводятся до тональных частот (до диапазона КТЧ), а передаются в составе
высокочастотной стандартной группы. В этом случае отпадает необходимость в
использовании индивидуального оборудования. Уменьшается количество степеней
преобразования в пункте транзита, уменьшаются шумы и АЧИ по сравнению с НЧ-транзитом.
В настоящее время
групповые ТС осуществляются по 12-, 60- и 300-канальным группам (ПГ, ВГ и ТГ) в
стандартных полосах частот 60…108, 312…552 и 812…2044 кГц. Для осуществления ВЧ-транзита из одной системы передачи в другую используется
оборудование ВЧ-транзита.
Оборудование ВЧ-транзита предназначено для:
- передачи групп каналов
из одной АСП в другую;
- поддержания неизменных
уровней в точках ТС;
- подавления токов
соседних групп каналов;
- подавления токов КЧ,
расположенных внутри передаваемой полосы частот;
- коррекции АЧХ и, при
необходимости, ФЧХ.
Транзитное оборудование
ПГ и ВГ включает, в основном, две платы: плата транзита ПГ (ВГ) и плата режекторных фильтров. На платах транзита расположены
полосовой фильтр, удлинители и, при необходимости, симметрирующие
и согласовывающие трансформаторы. ПФ имеет полосу пропускания 60…108 кГц (при
транзите ПГ) или 312…552 кГц (ВГ). Фильтр вносит затухание ≈ 70 дБ на
крайних частотах соседних групп каналов в 12-канальных группах и ≈ 75 дБ
– в 60-ти канальных группах. Удлинители
согласовывают уровни передачи в точках транзита. В
зависимости от типа соединяемых АСП удлинители должны вносить различное
затухание, поэтому некоторые из них – переменные.
Основное назначение платы
режекторных фильтров – подавление линейных КЧ для
исключения возможности ложной работы АРУ в линейных трактах соединяемых АСП.
Поэтому РФ, расположенные на данной плате, вносят значительное затухание на
частотах 60, 64 и 104 кГц в ПГ и 308 и 556 кГц – в ВГ.
Транзитные соединения
12-ти канальных групп осуществляются на стойке
транзита первичных групп (СТПГ). Стойки выполняются в различных
модификациях, в частности, СТПГ-К-М (с корректором, модернизированная)
и СТПГ-АК (с амплитудной коррекцией). Любая стойка выполняется в расчете на
разное количество (2,4,5) дуплексных каналов. Возможно создание составного
тракта с 21-м транзитом. Предусмотрена возможность ответвления канала звукового
вещания при наличии дополнительного оборудования, которое в состав стоек не
входит.
Структурная схема стойки
СТПГ-К-М показана на рис.4.130. Режекторный фильтр
устанавливается в СТПГ вместо удлинителя в том случае, если в оконечном
оборудовании линейного тракта не подавляются линейные
КЧ [6,8].
Высокочастотный транзит
по 60-ти канальным группам осуществляется на стойке транзита вторичных групп (СТВГ). СТВГ предназначены для
осуществления транзита ВГ и согласования уровней передачи. Также выпускаются в
разных модификациях и комплектации.
Рис.4.130
Структурная схема стойки СТПГ-К-М
В частности, СТВГ-4 и
СТВГ-2 содержат корректоры для выравнивания АЧХ трактов и позволяют
организовать тракты с большим количеством транзитов (до 6-ти). Стойка СТВГ-3 корректоров не имеет
и применяется на коротких трактах. Структурная схема стойки СТВГ-2 (для одного
направления передачи) показана на рис.4.131 [8].
Рис.4.131
Структурная схема стойки СТВГ-2
ВЧ – транзит по стандартным ТГ осуществляется на стойке транзита третичных групп (СТТГ). Модификации данных стоек
включают СТТГ (содержит гармонические амплитудные корректоры), СТТГ-2
(локальные амплитудные корректоры), СТТГ-1 (гармонический корректор), СТТГ-3
(локальный корректор).
При групповом транзите
наибольшие искажения вызывает сдвиг частот сигналов из-за нестабильности
генераторного оборудования соединяемых АСП. В качестве
недостатков ВЧ-транзита можно отметить следующее:
- последовательное
накопление помех на магистрали;
- жесткие требования к ГО
АСП, входящих в составной тракт;
- повышение требований к
коммутационным устройствам.
В связи с тем, что
групповой ВЧ-транзит осуществляется по четырехпроводной схеме, системы вызова соединяемых участков
должны быть одинаковыми.